«Ниндзя Гаттер» — самый важный комикс года Рецензия Максима Евсикова

За последние несколько лет русские комиксы проходят семимильными шагами тот путь, который проходили комиксы в других странах. Чтобы нагнать зарубежных коллег, требуется развитие в геометрической прогрессии – релизов становится в разы больше из года в год, не за всеми уже получается уследить в одиночку. Наверняка, мною были упущены хорошие вещи, но одно я могу сказать точно – лучший комикс этого года я прочитал.

Говорю я о «Ниндзя Гаттере», который, если я все правильно помню, выходил в виде веб-комикса еще года 2-3 назад, а теперь обрел печатный вид под крылом Jellyfish Jam, шарящих в годноте. Лукин и Липаткин собрали свою кодлу молодых бандитов, и готовы «переворачивать игру».

На самом деле нет – «игру» они не перевернут. Но они одни из тех, кто работает над формальной стороной комикса и пока единственные, кто посвятил этой теме полностью весь сюжет. Вставки, демонстрирующие возможности кадров, есть в «Ирвинге, злом волшебнике», зарисовкой-рассуждением об экспозиции заканчивается «Горилла Френсис», но только «Ниндзя Гаттер» от первой до последней страницы – рассуждение о форме повествования, ошибках сценаристов, видах фреймов, диалогах и достоверности персонажей. Вышел отличный «мета-комикс», который смело можно советовать как новичкам для первого знакомства, так и бывалым читателям для расширения кругозора. Причем, в отличие от того же «Понимания комикса», «Ниндзя Гаттер» обладает динамическим сюжетом, способным увлечь и развлечь того, кому формальная составляющая не интересна.

Стоит также отметить целостность повествования, впечатляющая в работе такой большой команды художников. Один герой, идущий к одной цели. Глупо, наверное, сравнивать Гаттера с «Диссонансом», т.к. там был сборник, а тут все же законченный комикс (графический роман – это термин для снобов). С работами Липаткина также трудно сравнивать: единственное, что роднит Гаттера с «Представьте себе», «Пьяным лесом», «До дна» – это поиск новых средств выражения. Оба автора показали, что хорошо справляются с архисюжетом, так что теперь могут сместить упор со «что» на «как».

Гаттер – это термин, обозначающий промежуток между кадрами в комиксе. Ниндзя Гаттер – персонаж, который скрывается между этими кадрами. Ну как-то так. Сюжет строится на том, что ранее Гаттер был обычным человеком Грегором, но Сценарист комикса решил сделать его Ниндзей. Теперь Персонаж хочет найти Сценариста и вернуть свою жизнь в норму. Вот и весь сюжет. Что нас ждет? Тотальная постомдернисткая издевка над комиксом как таковым. Мы встретим Ниндзя Фрейма, Колориста, отсылки к другим комиксам и ехидные комментарии Ниндзи Гаттера по поводу всего, что творится. Круто звучит? Это еще и круто выглядит. За визуал отвечают Гончаров, Урурюк, Титов, Топилин. Больше всех хочется отметить Гончарова, который за время работы над комиксом очень поменял свой стиль, что интересно наблюдать от главы к главе. Роман Титов нарисовал лучшую главу комикса (о ней я говорить не буду, чтобы не портить экстаз от прочтения) – если я правильно понял, то это был его дебют в печатных комиксах.

Вернемся к формализму. В Японии или Америке работа с формой – это норма. Любители разбирать сам комикс по кусочкам, разглядывать каждый элемент, собирать заново, всегда могут найти для себя работы, выходящие из года в года от тех или иных авторов – есть своя ниша таких комиксов. У нас же, похоже, это первая работа с таким уклоном. Все-таки основная проблема – это упертая работа с содержанием. На данный момент большая часть комиксов создается художниками. Большинство из них тратит время на совершенствование рисунка, а не на чтение художественной литературы – в результате сюжеты выходят бедные, комиксы интересны скорее визуалом, чем содержанием. Работать художники со сценаристами не хотят, да и грамотных сценаристов очень мало, потому мы и получаем из года в год какие-то фэнтези истории, что-то из фантастики, а иногда нам везет, и выходит дурашливый комикс, смеющийся над самим медиумом. Вот почему «Ниндзя Гаттер» так важен для русского комикса – его постмодернистский лоск вносит свежесть в застоявшийся воздух отечественных комиксов, тонущих в самоповторах и выпендреже с рисунком.

После прочтения Гаттера отношение к нашим комиксам меняется. Это уже мировой уровень, а не отечественный – нужно больше таких работ, чтобы мы росли как читатели и требовали роста от комиксистов. И однажды все вместе построим коммунизм.